<Письмо> УФНС России по Новгородской области от 25.11.2013 N 8-13/09568 "О направлении информации"
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2013 г. № 8-13/09568
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области во исполнение договора об информационном сотрудничестве от 10.01.2012 № 34-Н/4 направляет информационный материал для размещения в правовой системе "Консультант".
Приложение: на 12 листах.
Руководитель,
Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Т.А.ЕКИМОВА
Приложение
Вопрос 1. Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность с привлечением 1 наемного работника. По данному виду предпринимательской деятельности возможно применение патентной системы налогообложения. Как следует заполнить заявление на получение патента? Включается ли в численность наемных работников для расчета патента сам индивидуальный предприниматель?
Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
Средняя численность наемных работников определяется в порядке, устанавливаемом Росстатом. Так, согласно п. 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных Приказом Росстата от 24.10.2011 № 435, в среднюю численность работников включаются:
среднесписочная численность работников;
средняя численность внешних совместителей;
средняя численность работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, средняя численность работников которого вместе с внешними совместителями и работающими по гражданско-правовым договорам составляет до 15 человек (включительно), вправе применять патентную систему налогообложения.
При этом сам индивидуальный предприниматель в расчет наемных работников не включается.
Согласно ст. 346.45 Кодекса индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения.
Форма "Заявления на получение патента" утверждена Приказом ФНС России от 14.12.2012 № ММВ-7-3/957@ "Об утверждении форм документов для применения патентной системы налогообложения".
В приведенном примере при заполнении раздела заявления "Указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется" указываются следующие значения:
1 - с привлечением наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера;
1 - средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.
Вопрос 2. Как представить сведения о среднесписочной численности работников?
Ответ: Согласно п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Форма сведений о среднесписочной численности работников утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@. Порядок ее заполнения и представления рекомендован ФНС России в Письме от 26.04.2007 № ЧД-6-25/353@.
Формат представления Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год утвержден Приказом ФНС РФ от 10.07.2007 № ММ-3-13/421@.
Сведения о среднесписочной численности работников могут быть в электронном виде.
Передача деклараций и расчетов в электронном виде в налоговые органы осуществляется по телекоммуникационным каналам связи. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (далее - Порядок).
Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику (п. 5 разд. I Порядка) и допускается при обязательном использовании сертифицированных средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде (п. 8 разд. I Порядка).
Для направления Сведений о среднесписочной численности работников в электронном виде налогоплательщику необходимо обратиться к специализированным операторам связи, список которых опубликован на официальном сайте управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области www.r53.nalog.ru.
Кроме того, сведения о среднесписочной численности могут быть представлены на бумажном носителе по установленной Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@ форме, лично или по почте в налоговый орган по месту учета.
Вопрос 3. В апреле 2013 гражданка А. продала квартиру (в собственности находилась менее 3 лет) за 1620000 рублей. Одновременно в 2013 году заключила договор долевого участия в строительстве жилья. Стоимость строящейся квартиры 2500000 рублей. Передаточный акт и право собственности на квартиру будут получены гражданкой в 2014 году.
Возможно ли осуществить взаимозачет сумм налога от продажи квартиры в счет имущественного налогового вычета по второй квартире?
Ответ: Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Сумма дохода, превышающая суммы примененного имущественного налогового вычета, предусмотренного п. 1 ст. 220 Кодекса, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.
В то же время, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты или доли (долей) в них, но не более 2000000 рублей
Имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, предоставляются за тот налоговый период, в котором возникло право на их получение, или в последующие налоговые периоды вне зависимости от периода, когда налогоплательщик нес расходы по приобретению вышеуказанного имущества.
Если продажа жилого помещения и покупка нового жилья (с оформлением документов, подтверждающих право собственности на него) произведены в одном налоговом периоде, то налогоплательщик вправе одновременно воспользоваться имущественными налоговыми вычетами, установленными пп. 1 и 2 п. 1 ст. 220 Кодекса.
В приведенном примере, согласно нормам гл. 23 Кодекса, гражданка А. должна представить в налоговый орган налоговую декларация по налогу на доходы физических лиц за 2013 год, в которой будут отражены доходы в сумме 1620000 рублей от продажи квартиры, находившейся в собственности менее трех лет. Срок представления декларации - не позднее 1 апреля 2014 года.
На основании п. 1 ст. 220 Кодекса гражданке может быть предоставлен имущественный налоговый вычет от продажи квартиры в сумме 1000000 рублей. Налог на доходы физических лиц за 2013 год, подлежащий оплате, в данном случае составит (1620000 руб. - 1000000 руб. x 13 %) = 80600 руб. по сроку уплаты 15.07.2014.
Либо гражданка вместо имущественного вычета может уменьшить полученный доход на сумму расходов по приобретению квартиры.
Кроме того, в 2013 года она приобрела квартиру в строящемся доме.
В соответствии с абз. 22 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса документом, необходимым для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, является договор на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
То есть в случае приобретения квартиры в строящемся доме по договору участия в долевом строительстве имущественный налоговый вычет может быть получен до регистрации права собственности на квартиру при оформлении акта приема-передачи квартиры.
Право собственности на квартиру у гражданки возникнет только в 2014 году. Таким образом, она имеет право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, по доходам начиная с того налогового периода, в котором получены акт приема-передачи квартиры или свидетельство о регистрации права собственности, то есть с 2014 г. и в последующие налоговые периоды.
Поскольку продажа квартиры и покупка новой квартиры произведены гражданкой в разных налоговых периодах, то сумма налога, подлежащая уплате по представленной декларации от продажи квартиры, не может быть учтена при получении имущественного налогового вычета по приобретенному жилью.
Имущественный налоговый вычет при покупке квартиры может быть предоставлен гражданке при подаче налоговой декларации в инспекцию по окончании налогового периода - в 2015 году, либо налоговый вычет может быть предоставлен ей до окончания налогового периода 2013 года при обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом.
Вопрос 4. Какие льготу по транспортному налогу имеет инвалид второй группы, проживающий на территории Новгородской области?
Ответ: В соответствии с главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 356 Кодекса, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 4 областного закона от 30.09.2008 № 379-ОЗ "О транспортном налоге" (далее - закон № 379-ОЗ) на территории Новгородской области освобождены от уплаты инвалиды - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно).
На основании с п. 7 ст. 4 закона № 379-ОЗ льготы предоставляются в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на льготу.
Таким образом, для подтверждения права на льготу физическому лицу необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождении объекта налогообложения либо в территориально обособленное рабочее место данной инспекции соответствующее заявление с приложением копий подтверждающих документов (пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности).
Согласно п. 3 ст. 363 Кодекса пересчет транспортного налога в связи с предоставлением льгот может быть произведен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, соответственно в 2013 году - за 2010 - 2012 годы.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Кодекса на основании заявления налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Вопрос 5. Как получить имущественный налоговый вычет по приобретению жилья в 2012 году?
Ответ: Порядок предоставления имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, регулируется пп. 2, пп. 3 п. 1 ст. 220 гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц" (далее - Кодекс).
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в отношении доходов, с которых в налоговом периоде (календарном году) налог на доходы физических лиц был фактически уплачен в бюджет по ставке 13 процентов.
Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, а также платежных документов, которые оформлены в установленном порядке и подтверждают факт уплаты физическим лицом денежных средств по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Что касается срока представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, установленного ст. 229 Кодекса (не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным), то указанный срок предусмотрен только для налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации. Указанные налогоплательщики перечислены в ст. ст. 227, 227.1, 228 Кодекса (например, индивидуальные предприниматели, физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежавшего им на праве личной собственности менее 3 лет и др.). К данным налогоплательщикам за нарушение срока представления налоговой декларации применяются штрафные санкции в соответствии со ст. 119 Кодекса.
Для физических лиц, заявляющих имущественные налоговые вычеты по расходам на приобретение квартиры, действует ограничение: имущественный вычет не может быть предоставлен ранее того налогового периода, в котором получены свидетельство о праве собственности на приобретенное имущество либо акт приема - передачи (при строительстве жилья).
Кроме того, согласно п. п. 6, 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, для получения имущественного налогового вычета и возврата налога за 2012 год налогоплательщик может представить декларацию о доходах физических лиц (форма 3-НДФЛ) с приложением соответствующих документов в налоговую инспекцию по месту жительства в течение всего 2013 года либо в течение 3-х лет со дня уплаты налога.
Вопрос 6. В июле 2013 г. гражданка и ее супруг приобрели земельный участок с целью строительством на нем жилого дома. Для покупки был взят ипотечный кредит в учреждении банка. Строительные материалы для стройки закупались с 2009 года.
Нужно ли разрешение на строительство дома для получения налогового вычета?
Обязательно ли наличие сметы, если дом строится собственными силами?
Какие именно расходы на строительство и отделку дома можно считать фактически произведенными расходами для предоставления имущественного вычета?
Можно ли включить в расходы затраты на приобретение ванны (или душевой кабины), септика, сантехники, газовой плиты, счетчика на электроэнергию, кирпича для печи?
Имеет ли значение дата приобретения строительных материалов для предоставления имущественного вычета, если часть из них была закуплена до покупки земельного участка?
Если сумма расходов на приобретение земельного участка, строительство и отделку дома, которые можно взять для получения имущественного вычета, меньше суммы кредита, то можно ли сумму уплаченных по ипотечному кредиту процентов взять в полном объеме или нужно рассчитать пропорцию?
Если часть расходов на внутреннюю отделку дома и на подключение к сетям электроснабжения были понесены после получения свидетельства о регистрации права собственности на дом, могут ли они быть включены в расходы на строительство дома для получения имущественного вычета?
Ответ: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет, в частности, право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
В фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:
расходы на разработку проектной и сметной документации;
расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;
расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.
Расходы на приобретение санитарно-технического оборудования, а именно: ванны, сантехники, газовой плиты, счетчиков воды и электроэнергии, в вышеуказанный перечень расходов не включены. Также в данный перечень не включены расходы на устройство отопления (печи) жилого дома.
Кодекс не содержит определения понятий "строительные и отделочные работы" и "строительные и отделочные материалы".
Вместе с тем состав строительных и отделочных работ определен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1), в группах 45.2 и 45.4 которого детализируются виды работ, относящихся к строительным и отделочным.
Учитывая изложенное, в целях определения состава расходов, связанных с выполнением налогоплательщиками строительных и отделочных работ, а также приобретением ими строительных и отделочных материалов, включаемых в сумму имущественного налогового вычета, следует руководствоваться перечнем работ, относимых к строительным и отделочным работам, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1).
При этом к строительным и отделочным материалам могут быть отнесены все материалы, используемые при производстве вышеуказанных работ.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при строительстве жилого дома налогоплательщик представляет документы, подтверждающие право собственности на жилой дом.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а именно: документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
На основании ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Таким образом, учитывая, что разрешение на строительство является документом, дающим право на осуществление строительства, оно будет являться также документом, подтверждающим действительное осуществление нового строительства при заявлении налогоплательщиком права на имущественный вычет. Соответственно, расходы по приобретению строительных материалов, произведенные налогоплательщиком до получения такого разрешения, не могут быть учтены при получении имущественного вычета.
В отношении необходимости наличия сметы на осуществление строительства сообщаем, что данный документ не является обязательным для подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса.
Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца и другие документы).
При этом, учитывая, что государственная регистрация построенного жилого дома свидетельствует о завершении его строительства, в составе имущественного налогового вычета могут быть учтены расходы на строительство, произведенные налогоплательщиком до даты государственной регистрации.
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов.
В случае если сумма расходов на приобретение земельного участка и расходов по строительству и отделке построенного на нем жилого дома меньше суммы целевого кредита, расходы по уплате процентов учитываются при получении имущественного вычета пропорционально сумме произведенных расходов.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, предоставляется начиная с того налогового периода, в котором возникло право на его получение.
Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 220 Кодекса имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации и подтверждающих документов в налоговые органы по месту жительства по окончании налогового периода, в котором возникло право на вычет. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (ст. 216 Кодекса).
Кроме того, на основании п. 3 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом.
Вопрос 7. Пенсионеры (муж и жена) хотят приобрести в общую совместную собственность с сыном квартиру. Муж в настоящее время работает. Жена - нет. Сын приобрел в 2013 г. в ипотеку земельный участок с последующим строительством на нем жилого дома.
Могут ли муж и жена - пенсионеры отказаться от своего права на получение имущественного вычета в пользу сына?
Если да, то надо ли сыну такое заявление от родителей прикладывать к каждой декларации 3-НДФЛ до момента использования вычета или достаточно приложить такое заявление один раз?
Если стоимость квартиры будет меньше 2000000 (двух миллионов) рублей, то может ли сын получить еще и вычет на приобретение земельного участка в сумме, составляющей разницу между 2000000 (двумя миллионами) рублей и стоимостью квартиры? И можно ли получить к вычету проценты по ипотечному кредиту пропорционально сумме, включенной в декларацию 3-НДФЛ?
Ответ: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет, в частности, право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома, квартиры, комнаты в общую совместную собственность).
Вариантом такого распределения может быть заявление всех совладельцев квартиры о распределении сумм вычета, например, два собственника по 0 %, один собственник - 100 %, либо в других размерах.
Учитывая, что изменение порядка использования имущественного налогового вычета, согласованного между налогоплательщиками, ст. 220 Кодекса не предусмотрено, указанное выше заявление предоставляется в налоговые органы при первичном обращении за подтверждением права на имущественный вычет.
В настоящее время имущественный вычет в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса может быть предоставлен либо на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, либо на приобретение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (при условии получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на построенный на нем жилой дом).
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым кредитам.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, предоставляется начиная с того налогового периода, в котором возникло право на его получение. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (ст. 216 Кодекса).
В соответствии с абз. 22 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса документом, необходимым для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры в готовом доме, является свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, не допускается.
Вместе с тем, согласно изменениям, внесенным в ст. 220 Кодекса и действующим с 01.01.2014, в случае если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
При этом предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды;
Имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, может быть предоставлен только в отношении одного объекта недвижимого имущества.
Вопрос 8. Можно ли применять ЕНВД индивидуальному предпринимателю, осуществляющему следующие виды деятельности: покупка и доставка товаров из магазина, прием заказов на доставку товаров через Интернет по телефону? Какая система в данном случае применяется? Какой ОКВЭД у перечисленных видов деятельности? Обязательно ли применение ККТ?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В п. 2 ст. 346.26 Кодекса приведен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит.
Покупка и доставка товаров из магазинов юридическим и физическим лицам, оптовые закупки, прием заказов на доставку товаров через Интернет, по телефону в данный перечень не входят.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 346.43 Кодекса индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, может применяться патентная система налогообложения.
В п. 2 ст. 346.43 Кодекса приведен перечень из 47 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения. Покупка и доставка товаров из магазинов юридическим и физическим лицам, оптовые закупки, прием заказов на доставку товаров через Интернет, по телефону в данный перечень также не входят.
Таким образом, указанные в вопросе виды предпринимательской деятельности не подпадают под систему налогообложения в виде ЕНВД, а подлежат налогообложению, по выбору (желанию) налогоплательщика, в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения (УСН).
По вопросу отнесения предпринимательской деятельности к кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности следует учесть, что п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", установлено, что определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом п. 10 Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов.
Таким образом, в случае затруднений, возникающих у предпринимателя по вопросу возможности отнесения осуществляемой им деятельности к виду деятельности, предусмотренному классификатором, налогоплательщику следует обратиться по принадлежности в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или Федеральную службу государственной статистики.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Данное правило применяется во всех случаях, за исключением тех, которые предусмотрены ст. 2 Закона № 54-ФЗ, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности, особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (например, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения), при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению, при расчетах наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт в соответствии с п. 2 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона вправе выдавать бланки строгой отчетности.
В соответствии с Письмом Минфина России от 27.01.2009 № 03-01-15/1-29 право применения бланков строгой отчетности распространяется на все услуги согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - ОКУН). При этом бланк строгой отчетности должен относиться к конкретной, определенной услуге, поименованной в ОКУН.
Таким образом, если услуги, оказываемые индивидуальным предпринимателем населению за наличный расчет, относятся к услугам, поименованным в ОКУН, то он вправе использовать бланки строгой отчетности.
Одновременно сообщаем, что по вопросу отнесения к кодам ОКУН различных видов деятельности следует обращаться в Росстандарт.
Вопрос 9. Индивидуальный предприниматель применяет режим налогообложения "Упрощенная система налогообложения" и одновременно приобретает патент по виду деятельности "Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий". Можно ли включать в расчет патента доход, полученный не только за услуги, оказываемые физическим лицам за наличный расчет, но и за услуги, оказываемые юридическим лицам, оплачиваемые на расчетный счет?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Применение патентной системы налогообложения разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346.43 Кодекса.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.43 Кодекса на патентную систему налогообложения переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонту и изготовлению металлоизделий.
При этом гл. 26.5 Кодекса не установлено ограничений в части оказания услуг (выполнения работ) в рамках указанного вида деятельности по заказам как физических, так и юридических лиц, а также в части порядка расчетов за вышеуказанные услуги (работы).
В связи с этим индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, могут оказывать услуги (работы) по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонту и изготовлению металлоизделий как физическим, так и юридическим лицам, расчеты за которые осуществляются как в наличном, так и в безналичном порядке.
Вопрос 10. Гражданин обучался в 2012 году автошколе. Имеет ли он право на получение социального налогового вычета по расходам на обучение? Какие документы надо подавать для подтверждения права на вычет? Как представить налоговую декларацию?
Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности в сумме, уплаченной физическим лицом в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 219 Кодекса социальные налоговые вычеты, указанные в пп. 2 - 5 п. 1 ст. 219 Кодекса (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 руб. в налоговом периоде.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 Кодекса установлено, что налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов без ограничения по форме обучения.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Социальные налоговые вычеты, указанные в п. 1 ст. 219 Кодекса, предоставляются при подаче налоговой декларации (с приложением подтверждающих документов) по окончании налогового периода, в котором получен доход, облагаемый по ставке 13 процентов, и произведены расходы по обучению в инспекцию по месту жительства (прописки).
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (ст. 216 Кодекса).
Документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на образование, являются:
договор, заключенный с образовательным учреждением;
копия лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной образовательному учреждению, если в договоре на оказание услуг отсутствует информация о реквизитах лицензии;
платежные документы, подтверждающие внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств образовательному учреждению за оказанные услуги (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении образовательному учреждению денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, кассовые чеки и т.д.).
Таким образом, для получения социального налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 219 Кодекса гражданину необходимо представить в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с приложением копий подтверждающих документов.
Согласно п. 3 ст. 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В помощь налогоплательщикам - физическим лицам Федеральной налоговой службой разработана программа "Декларация 2012", которая позволяет заполнить декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2012 год. В программе предусмотрена возможность распечатать сформированную декларацию на бланке утвержденной формы, а также сформировать xml-файл для передачи декларации по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы.
Скачать программу "Декларация 2012" можно на сайте на сайте управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области www.r53.nalog.ru в разделе Помощь налогоплательщику/Программные средства/Программные средства для физических лиц.
Направить декларацию в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи (Интернет) возможно также с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) - www.gosuslugi.ru (далее - Портал).
В этом случае кроме отправки декларации через Портал гражданину необходимо также представить данную декларацию, оформленную в соответствии с действующим законодательством на бумажном носителе с отметкой "ранее представлена через Портал государственных услуг" с указанием полученного уникального номера и копиями подтверждающих документов, в налоговую инспекцию по месту жительства.
------------------------------------------------------------------