Решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.05.2013 по делу N А44-790/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 18.12.2012 N 81 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Великий Новгород" населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, на 2013 год">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу № А44-790/2013
14 мая 2013 года вынесена резолютивная часть решения
21 мая 2013 года решение изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Лариной И.Г., судей Киселёвой М.С., Куроповой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" (ИНН 5321039753, ОГРН 1025300780812)
к Комитету по ценовой и тарифной политике области Администрация Новгородской области
с участием прокуратуры Новгородской области
третьи лица: Комитет финансов Новгородской области, Администрация Новгородской области
о признании недействующим постановления № 81 от 18.12.2012
при участии
от заявителя: представитель С.Н., доверенность от 20.03.2013 № 15/1107, представитель Г.Э., доверенность от 21.01.2013 года № 15/148, А.М., доверенность от 14.05.2013 года № 15/1989
от Комитета по ценовой и тарифной политике области: консультант-юрисконсульт К.Н., доверенность от 22.01.2013 года № 93, главный специалист-эксперт С.А., доверенность от 19.03.2013 года № 349
от третьего лица (Администрации Новгородской области): консультант П.А., доверенность от 17.01.2013 года № 6
от третьего лица (Комитет финансов Новгородской области): юрисконсульт Б.В., доверенность от 05.09.2012 года № КФ-09-11/196-И
от прокуратуры: старший прокурор С.М., доверенность от 09.01.2013 года № 8-2013
установил:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Великий Новгород" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее - комитет) от 18 декабря 2012 г. № 81 "О розничных ценах на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения на 2013 год".
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, ссылаясь на то, что при обращении в комитет за утверждением розничных цен на сжиженный газ расчет розничных цен был произведен им в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 № 129-э/2 (далее - Методические указания).
При утверждении цен комитетом применены предельные индексы роста цен 115 %, при этом не учтено, что в настоящее время утратили силу положения Федерального закона от 26.12.2005 года № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" по ограничению роста платы граждан на уровне установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
В результате проведения комитетом индексации на 15 % тарифов на вторую половину 2013 года, по отношении к ранее действующим тарифам, у общества в 2013 году возникают выпадающие доходы, размер которых составляет 21,56 млн. руб. (без НДС), при этом порядок возмещения этих выпадающих доходов в Новгородской области не утвержден.
Установленные оспариваемым документом цены сформированы с нарушением принципов, содержащихся в пункте 4 Методических указаний.
Обществом представлены в регулирующий орган все необходимые документы, подтверждающие наличие убытков от регулируемой деятельности, а также все документы подтверждающие расходы на покупку газа и эксплуатационные затраты, однако эти документы не были учтены.
В обоснование своего права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта заявитель указал на то, что, несмотря на отсутствие результатов финансовой деятельности по итогам всего регулируемого периода, оспариваемое постановление нарушает права заявителя, поскольку экономически не обоснованные тарифы влекут убытки, которые не могут быть возмещены в ближайшее время.
Комитет заявленные требования не признал, обосновывая это тем, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством о ценообразовании.
При установлении утверждением розничных цен на сжиженный газ комитет руководствовался Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, Методическими указаниями.
Предельный индекс роста цен 115 % был применен комитетом в целях обеспечения единого подхода по индексации цен на газ, данный индекс был также применен ФСТ России при установлении оптовой цены на сжиженный газ с 01.07.2013 года, органами исполнительной власти субъектов РФ при установлении цен на сжиженный газ, реализуемый населению в 2013 году.
Расчетные размеры цен, представленные обществом, не могли быть установлены, так как это привело бы к значительному росту платежей для соответствующей группы потребителей.
Процедура бюджетного субсидирования организаций, осуществляющих реализацию сжиженного газа населению области, в настоящее время законодательством Новгородской области не предусмотрена, разработка этой процедуры не входит в компетенцию комитета.
Комитет финансов Новгородской области, считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по причинам, изложенным в отзыве.
Администрация Новгородской области, считает, что оспариваемое постановление принято комитетом в полном соответствии с законом. Кроме того, в настоящее время в Новгородскую областную Думу внесен проект закона о возмещении выпадающих доходов организациям, осуществляющим реализацию сжиженного газа населению области, в том числе и за предыдущие периоды.
По мнению прокурора, заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое постановление принято комитетом в пределах полномочий и в соответствии с требованиями пунктов 4 и 9 Методических указаний. Все уменьшения расчетных цен, произведенные комитетом, мотивированы. Вопросы о процедуре возмещения возникающих у общества в 2013 году выпадающих доходов от реализации сжиженного газа населению области не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат отклонению.
Комитетом по ценовой и тарифной политике области 18.12.2012 года принято постановление № 81 "О розничных ценах на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения на 2013 год". Постановление опубликовано в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) № 30 от 21.12.2012 года.
Указанное постановление является нормативным правовым актом государственного органа, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим постановлением.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 317-ФЗ, вступившей в силу 31.12.2012 года арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон № 69-ФЗ), в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого постановления, государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 года № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" (далее - постановление № 332) установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
Согласно пунктам 1.1, 2.1, 2.2 Положения о комитете по ценовой и тарифной политике области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 08.04.2008 года № 123 (с изменениями и дополнениями), комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемое постановление принято комитетом в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 2 постановления № 332 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 № 129-э/2 определяют порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств (далее - розничные цены), и основные принципы регулирования розничных цен.
Из пункта 4 Методических указаний следует, что расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности;
в) учета в структуре регулируемых цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество 23.10.2012 года обратилось в комитет с заявлением об установлении цен на 2013 год на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения. При этом рост цен по расчетам общества к действовавшим ценам 2012 года составил: по сжиженному газу, реализуемому в баллонах без учета доставки до потребителя - 57,7 %; по сжиженному газу, реализуемому с мест промежуточного хранения - 89,89 %; по сжиженному газу, реализуемому в баллонах с учетом доставки до потребителя - 68,30 %; по сжиженному газу, реализуемому из групповых газовых резервуарных установок 198,78 %.
Пунктом 9 Методических указаний установлено, что фактические и плановые расходы субъекта регулирования подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования. При расчете розничных цен и обосновании величин отдельных статей расходов применяются:
а) цены (тарифы), регулируемые государством;
б) цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров);
в) прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия розничных цен;
г) действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ; при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок.
Проанализировав представленные обществом расчеты и подтверждающие их документы, комитет утвердил цены на сжиженный газ на второе полугодие 2013 года в размере 115 % от цен, действующих во втором полугодии 2012 года и в первом полугодии 2013 года.
Довод заявителя о том, что в 2013 году органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утратили возможность установления предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, несостоятелен, поскольку при утверждении цен комитет не устанавливал предельный индекс, а использовал прогнозный индекс-дефлятор.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, предельный рост цен на газ с 1 июля 2013 года установлен в размере 115 %.
Применение комитетом индекса предельного роста цен на газ, содержащегося в Прогнозе социально-экономического развития предусмотрено статьей 1 Федерального закона от 20.07.1995 года № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", подпунктом "в" пункта 9 Методических указаний.
Указанный индекс применен Федеральной службой по тарифам при установлении оптовой цены на сжиженный газ с 1 июля 2013 года, а также органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации при установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению в 2013 году.
Применение предельного индекса роста цен на сжиженный газ отвечает принципу государственного регулирования цен на газ, установленному подпунктом "в" пункта 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, согласно которому при установлении цен необходимо исходить из удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа.
Правомерность такого подхода к формированию цен на сжиженный газ, реализуемый населению, подтверждается также Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году, разработанными Федеральной службой по тарифам по поручению Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 года № ДК-П9-1327.
Подпунктом "а" пункта 4 Методических указаний предусмотрено, что расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
Из протокола заседания Правления Комитета по ценовой и тарифной политике области от 18.12.2012 года № 81 по рассмотрению заявления общества об установлении розничных цен на сжиженный газ следует, что комитетом не принята часть экономически обоснованных расходов общества, в связи с чем, у общества в 2013 году возникают выпадающие доходы в размере 21,56 млн. руб. (л. д. 39).
Вместе с тем, суд считает обоснованными доводы комитета о том, что утверждение цен, рассчитанных обществом с учетом расходов на покупку газа и эксплуатационных затрат, приведет к нарушению показателей Прогноза социально-экономического развития РФ, а также к нарушению основополагающего принципа формирования цен, выраженного в обеспечении доступности для потребителей товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. Возмещение выпадающих доходов общества от регулируемого вида деятельности возможно путем бюджетного субсидирования.
Таким образом, оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, регулирующему формирование цен на реализацию сжиженного газа населению.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В настоящее время процедура бюджетного субсидирования организаций, осуществляющих реализацию сжиженного газа населению области законодательством Новгородской области не утверждена. Однако суд принимает к сведению информацию заявителя и Администрации Новгородской области о том, что в Новгородскую областную Думу внесен проект закона о порядке возмещения выпадающих доходов таким организациям, в том числе и за 2013 год.
Таким образом, заявителем не доказано, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Признать постановление Комитета по ценовой и тарифной политике области от 18.12.2012 года № 81 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Великий Новгород" населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, на 2013 год" соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 (ред. от 18.08.2011) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 № 129-э/2.
3. Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
И.Г.ЛАРИНА
Судьи
М.С.КИСЁЛЕВА
Л.А.КУРОПОВА
------------------------------------------------------------------