По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Новгородского областного суда от 06.05.2013 по делу N 03-03 <О признании частично недействующими подпунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 "Порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства...", утв. Постановлением Администрации Новгородской области от 01.10.2012 N 587>



НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу № 03-03

Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Комаровской Е.И.
при секретаре Д.
с участием прокурора Власовой О.Н.
с участием представителя Администрации Новгородской области П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. об оспаривании пунктов 2.8 и 3 Порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 01 октября 2012 года № 587

установил:

О. - инвалид 2 группы, проживающая в Великом Новгороде, обратилась в суд с заявлением об оспаривании пунктов 2.8 и 3 Порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 01 октября 2012 года. В обоснование заявленных требований указала, что 17 января 2013 года обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Однако в предоставлении земельного участка ей было отказано со ссылкой на положения пункта 2.8 Порядка, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в границах муниципального образования (сельского (городского) поселения, городского округа), на территории которого проживают граждане.
Полагает, что пункт 2.8 данного Порядка противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статье 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и нарушает ее права, поскольку ограничивает право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства за пределами муниципального образования, на котором она проживает.
Также полагает противоречащими федеральному законодательству (Постановлению Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901) положения пункта 3 данного Порядка в той части, в которой он возлагает на заявителей обязанность по представлению дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, документов (копии паспорта, справку с места жительства), а также обязанность представления нотариально заверенной копии справки об инвалидности, что влечет денежное обременение.
В представленных на заявление О. возражениях Администрация Новгородской области находит доводы, изложенные в заявлении, несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание заявитель, извещенный должным образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, не сообщил о причинах своей неявки, дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Администрации Новгородской области, поддержавшего представленные возражения, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление О. подлежащим частичному удовлетворению, суд находит заявленные О. требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ определено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно абзацу 5 статьи 17 данного Федерального закона, при решении вопроса о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимо учитывать состояние здоровья инвалида, отдаленность места жительства от места предоставления земельного участка, наличие земельного участка по месту жительства.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что при решении вопроса о предоставлении инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства и месте их нахождения федеральное законодательство в качестве приоритетного указывает на место жительства инвалидов, что согласуется с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, регулирующей порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в части определения конкретного порядка предоставления земельных участков федеральное законодательство предоставляет право законодательной инициативы субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 6 Областного закона Новгородской области "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, устанавливается Администрацией области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 01 октября 2012 года № 587 утвержден Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области, опубликованным в областной газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) № 17 от 12 октября 2012 года.
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка, земельные участки предоставляются в границах муниципального образования (сельского (городского) поселения, городского округа), на территории которого проживают граждане, в соответствии с правилами землепользования и застройки, проектами планировки территорий, землеустроительной и градостроительной документацией.
В случае отсутствия на территориях муниципальных районов, городского округа Новгородской области, в границах которых испрашиваются земельные участки, свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства, земельные участки с согласия граждан предоставляются на территории иного муниципального района Новгородской области по процедуре, установленной настоящим Порядком (абзац 2).
Таким образом, из анализа положений пункта 2.8 Порядка следует, что он не только не противоречит, а полностью согласуется с положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов", в частности пунктом 5 статьи 17 данного закона, поскольку предоставляет возможность инвалидам и семьям, имеющих инвалидов, получить земельный участок для индивидуального строительства непосредственно по месту своего жительства, и лишь при отсутствии таковых, с согласия граждан на территории иного муниципального образования области.
Оспариваемым заявителем пунктом 2.8 Порядка возможность получения гражданином земельного участка в другом помимо его жительства месте не утрачена, однако обращение с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно быть подано гражданином по месту своего жительства.
Отсутствие указанного Порядка, закрепляющего обращение инвалидов, изъявивших желание получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства (пункт 2.8) по месту своего жительства, привело бы к возможности неограниченного получения ими земельных участков на территории различных муниципальных образований Новгородской области, что исходя из принципа однократного предоставления права на первоочередное получение данной категории граждан земельных участков в льготном порядке, является недопустимым.
Как следует из материалов дела, 16 января 2013 года О. обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района Новгородской области с заявлением о предоставлении ей в д. Губарево Новгородского района земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В Администрацию Новгородской области с аналогичным заявлением О. не обращалась и возможность такого обращения в целях реализации предоставляемых ей Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мер социальной поддержки не утрачена.
Право данной категории граждан на получение земельного участка для иных целей, указанных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", включая право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, оспариваемым Порядком, регулирующим порядок предоставления земельных участков именно для целей индивидуального жилищного строительства, не отменено и не изменено.
В связи с этим ссылка О. в заявлении на несоответствие Порядка положениям пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" несостоятельна и в противоречии с ним не находится.
Согласно данной норме права гражданам, зарегистрированным по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков, из чего следует, что пункт 2.8 Порядка не противоречит пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве".
Отсутствуют также противоречия между пунктом 2.8 Порядка и статьей 34 Земельного кодекса РФ, поскольку данной статьей определен общий порядок предоставления земельных участков, не связанных с индивидуальным жилищным строительством, и не закрепляет право граждан на получение земельных участков по их выбору безотносительно места их проживания.
Таким образом, приняв оспариваемый акт в указанной части (пункт 2.8), определив форму и порядок предоставления гражданам, включая инвалидов, земельных участков по месту их жительства, субъект Российской Федерации осуществил правовое регулирование в пределах имеющихся у него полномочий, порядок принятия нормативного акта (Порядка) соблюден. Утвержденный Администрацией Новгородской области Порядок предоставления земельных участков - пункт 2.8, не противоречит действующему федеральному законодательству, а потому оснований для признания его незаконным в указанной части, не имеется.
Вместе с тем, заявленные О. требования об оспаривании пункта 3 Порядка предоставления земельных участков, суд находит подлежащими частичному удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17, 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения садового и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из содержания данной правовой нормы следует, что в качестве основания для получения льготы инвалиду необходимо предоставление лишь справки, установленной формы, подтверждающей наличие у заявителя статуса инвалида.
Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права инвалидов, равно как и иной приравненной к ним категории граждан (граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр)), на получение мер социальной поддержки, федеральное законодательство не содержит.
Между тем, согласно подпунктам 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 пункта 3 Порядка предоставления земельных участков, помимо документа, подтверждающего принадлежность заявителя к категории граждан, имеющих внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков, содержится требование об обязанности предоставления документа, удостоверяющего личность гражданина (все страницы), нотариально удостоверенной копии документа, подтверждающего принадлежность заявителя к категории граждан, имеющих внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков, а также справки о регистрации по месту жительства или по месту пребывания либо копии судебного решения об установлении факта проживания.
Таким образом, указанные подпункты Порядка вводят дополнительные обязанности по предоставлению заявителями документов, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, ставят возможность разрешения вопроса о предоставлении гражданам земельных участков в зависимость от исполнения ими этих обязанностей, снижают уровень правовых гарантий инвалидов и иной приравненной к ним категории граждан в сфере социальной поддержки.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких данных, подпункты 3.2.1, 3.2.3 и 3.2.4 пункта 3 Порядка как противоречащие действующему федеральному законодательству подлежат признанию недействующими.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление О. об оспаривании пунктов 2.8 и 3 Порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 01 октября 2012 года № 587, удовлетворить частично.
Признать подпункты 3.2.1, 3.2.4 Порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области, а также пункт 3.2.3 этого Порядка в части возложения на граждан обязанности представления нотариально удостоверенной копии документа, подтверждающего принадлежность заявителя к категории граждан, имеющих внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении заявления О. отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором апелляционного представления в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ путем подачи жалобы через Новгородский областной суд.

Председательствующий
Е.И.КОМАРОВСКАЯ

Мотивированное решение
изготовлено 13 мая 2013 года


------------------------------------------------------------------