Решение Новгородского областного суда от 10.12.2013 по делу N 3-11/2013 <О признании недействующим постановления комитета по ценовой и тарифной политике области от 26.06.2013 N 33/1 "О тарифах на водоотведение открытого акционерного общества "Славянка" на территории Новгородской области">
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу № 3-11/2013
Новгородский областной суд под председательством судьи Виюка А.В.,
при секретаре Н.Д.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
представителей ЗАО "Славянка" - С.А., С.В.,
представителей Комитета по ценовой и тарифной политике области - М.Е., К.Н., В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ОАО "Славянка" об оспаривании постановления Комитета по ценовой и тарифной политике области № 33/1 от 26.06.2013,
установил:
Представитель ОАО "Славянка" обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Комитета по ценовой и тарифной политике области № 33/1 от 26.06.2013 года "О тарифах на водоотведение открытого акционерного общества "Славянка" (филиал Новгородско-Вологодский), по тем основаниям, что данный нормативный правовой акт, установивший необоснованно низкий тариф на услуги, оказываемые обществом, не соответствует нормам Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года "О водоснабжении и водоотведении", Постановлению Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 года "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и нарушает интересы ОАО "Славянка" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В частности, при установлении тарифов Комитетом по ценовой и тарифной политике области (далее - Комитет) необоснованно применен метод предельного индекса, занижены затраты на электрическую энергию, оплату труда работников, на приобретение специальной одежды, на текущий ремонт, на материалы, на проведение химанализов, не учтены затраты на капитальный ремонт и приобретение реагентов.
Впоследствии представитель ОАО "Славянка" дополнил заявление, указав, что вследствие существенного занижения регулируемого тарифа на водоотведение Общество недополучило <...> руб. за три месяца.
В судебном заседании представители ОАО "Славянка" - С.А., С.В. заявленные требования поддержали, дополнительно объяснили, что при расчете затрат на электроэнергию необоснованно не были включены объемы потребляемой электрической энергии по двум два объектам - БОС инв. 29 (в/ч 45813 Ижицы) и БОС инв. 225 (в/ч 34581 г. Валдай-3), не учтена оплата труда лаборантов и операторов хлораторной и затраты на приобретение рабочей одежды на количество человек, указанном в расчете общества, необоснованно исключены затраты на капитальный ремонт и химреагенты, не приняты во внимание сметы по текущему ремонту, проведение которого планировалось с привлечением подрядных организаций.
Представители Комитета - М.Е., К.Н., В.Е. заявленные требования не признали, объяснили, что при расчете тарифа по водоотведению применялся метод экономически обоснованных расходов, для определения затрат на электроэнергию, учитывался объект, указанный в приложении к договору на электроснабжение - КНС инв. 34 (в/ч 38843 Сомровая роща), объекты, указанные в дополнительном соглашении к договору на электроснабжение, не принимались во внимание в связи с наличием письма ОАО "Славянка" о том, что станция биологической очистки воды инв. № 56 (Валдайский район д. Ижицы в/ч 45813) ошибочно включена в заявку в договор на электроснабжение, численность работников рассчитывалась исходя из протяженности сетей и объема пропускаемых сточных вод, в соответствии с приказом Госстроя РФ № 66 от 22.03.1999 года "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства", при расчете затрат на химанализы учитывались счета-фактуры за 2012 год, затраты на капитальный ремонт не учитывались, так как не было представлено согласие Министерства обороны РФ на проведение такого ремонта, затраты на текущий ремонт не учитывались, так как проведение текущего ремонта не было включено в производственную программу, из представленной сметы на текущий ремонт были взяты расходы на материалы, предназначенные для текущего ремонта, расходы на реагенты не были учтены, так как не были представлены обосновывающие их расчеты.
Суд, выслушав объяснения представителей ОАО "Славянка", Комитета, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Органом исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования тарифов является Комитет в соответствии с постановлением Администрации Новгородской области № 123 от 08.04.2008 года "О комитете по ценовой и тарифной политике области".
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" обратилось в Комитет с предложением об установлении впервые на 2013 год (с учетом корректировки объемов и предоставления расчета тарифов на водоотведение по стадиям технологического процесса) тарифов на водоотведение (без НДС) в размере 54,73 руб. за 1 куб. м (полный цикл) и 39 руб. 56 коп. за 1 куб. м (неполный цикл).
Постановлением Комитета № 33/1 от 26.06.2013 года "О тарифах на водоотведение открытого акционерного общества "Славянка" (филиал Новгородско-Вологодский), опубликованном в газете "Новгородские ведомости. Официальный выпуск" 03.07.2013 № 1 (3125), ОАО "Славянка" сроком на один год установлены тарифы на водоотведение: для потребителей, кроме населения, в размере 5,07 руб./м куб. без учета НДС (в случае отсутствия в муниципальном образовании инфраструктуры в сфере очистки стоков и утилизации сточной жидкости - 2,48 руб./м куб.), для населения 5,98 руб./м куб. с учетом НДС (2,93 руб./м куб.).
Так как ОАО "Славянка" обратилось за установлением тарифов на водоотведение впервые, Комитетом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года "О водоснабжении и водоотведении" и п. 37 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 года применен метод экономически обоснованных расходов и рассчитаны тарифы на водоотведение за 1 куб. м.
При расчете тарифов на водоотведение объем рассчитан по фактическим данным за 2012 год с учетом заключенных договоров с абонентами и составил: водоотведение полный цикл - 226,81 тыс. кв. м, водоотведение пропуск стоков - 122,086 тыс. кв. м.
Расчет необходимой валовой выручки произведен с учетом индексов роста по статьям расходов с 01.07.2013 года, определенных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
При расчете тарифов на водоотведение на 2013 год расходы на электроэнергию на технические цели Комитетом учтены в тарифе на основании договора на электроснабжение № 53008 от 01.06.2011 года, заключенного между ОАО "Славянка" и ОАО "Оборонэнергосбыт", исходя из объема пропуска через очистные по объекту КНС в Сомровой роще в 14630 куб. м, с применением удельной нормы расхода электрической энергии 2,14 кВт/куб. м (по представленному расчету ОАО "Славянка" за 2012 год и учтенной комитетом в тарифе на услугу по водоснабжению на 2013 год) и стоимости электрической энергии в 4,29 руб. за 1 кВт/ч и составили 134350 руб.
Расчет затрат на электроэнергию ОАО "Славянка" в сумме 450440 руб., произведенный с учетом объектов, включенных в дополнительное соглашение № 8 от 09.04.2013 года к договору на электроснабжение № 53008 от 01.06.2011 года, не был принят, так как в соответствии с письмом ОАО "Славянка" в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" от 28.03.2013 года, станция биологический очистки воды инв. № 56 (Валдайский район д. Ижицы в/ч 45813) ошибочно включена в заявку на включение в договор на электроснабжение № 53008 от 01.06.2011 года.
Вместе с тем, из дополнительного соглашения № 8 от 09.04.2013 года к договору на электроснабжение № 53008 от 01.06.2011 года следует, что электрическая энергия будет поставляться на объекты БОС инв. 29 (в/ч 45813 Ижицы и БОС инв. 225 (в/ч 34851 Валдай-3), которые были включены ОАО "Славянка" в заявку на 2013 год.
Из представленных актов первичного учета № Э-17/04-53 от 31.01.2013 года, № Э-22/04-53 от 28.02.2013 года, № Э-840/04-53 от 31.03.2013 года, № Э-1608/04 от 30.04.2013 года, № Э-2489/04-53 от 31.05.2013 года следует, что все вышеперечисленные объекты потребляют электроэнергию.
В соответствии с п. 48 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 года, (по тексту - Основы), расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию, тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии, тепловой энергии, других видов энергетических ресурсов, холодной воды, на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию, тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
Так как Комитетом не были приняты затраты на электроэнергию по объектам, указанным в дополнительном соглашении № 8 от 09.04.2013 года к договору на электроснабжение № 53008 от 01.06.2011 года, которое необоснованно было поставлено под сомнение, Комитетом использовался принцип расчета указанных расходов с применением удельной нормы расхода электрической энергии учтенный в тарифе на услугу по водоснабжению, тогда как при применении метода экономически обоснованных расходов такой порядок расчета не предусмотрен, действия Комитета при установлении объемов приобретаемой ОАО "Славянка" электрической энергии и расчете расходов на электроэнергию не соответствовали требованиям п. 48 Основ.
В соответствии с п. 52 Основ, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Численность работников ОАО "Славянка" учитывалась в тарифе согласно представленного штатного расписания, с учетом объектов, перечисленных в договорах безвозмездного пользования объектами водопроводно-канализационного хозяйства Министерства обороны РФ и распределена по количеству имеющихся объектов ВКХ на услуги водоотведения, которые относятся к регулируемому виду деятельности, с учетом нормативов, установленных Приказом Госстроя РФ № 66 от 22.03.1999 года "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства".
Так из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что протяженность сетей водоотведения, переданных в пользование ОАО "Славянка" составляет 29364 м, а объем очистки сточных вод по всем очистным сооружениям - 0,6 тыс. куб. м в сутки.
Нормативная численность работников канализационных сетей, с учетом протяженности сетей водоотведения, учитываемых при расчете тарифа на водоотведение, в соответствии с Приказом Госстроя РФ № 66 от 22.03.1999 года (таблица 26) учтена Комитетом в количестве 6.8 единиц.
Нормативная численность работников на очистных сооружениях Комитетом рассчитана с учетом производительности очистных сооружений в сутки (таблица 30) и составила 0,2 единицы.
Как следует из п. 2.2.12 Приказа Госстроя РФ № 66 от 22.03.1999 года при обслуживании канализационных сетей в примерный перечень профессий входит слесарь аварийно-восстановительных работ, при протяженности канализационной сети свыше 20 до 40 км нормативная численность работников составляет 6 - 10 человек (таблица 26).
Как следует из п. 2.2.13.4 указанного Приказа, при обслуживании первичных отстойников в примерный перечень профессий входит оператор, при производительности очистных сооружений до 15 тыс. куб. м в сутки, нормативная численность составит 5 человек (таблица 30).
Таким образом, при расчете численности работников ОАО "Славянка" для обслуживания сетей и объектов, находящихся в ведении филиала "Вологодско-Новгородский" на территории Новгородской области, Комитет обоснованно исходил из нормативов, установленных Приказом Госстроя РФ № 66 от 22.03.1999 года, и действовал в соответствии с п. 52 Основ.
Соответственно, Комитетом обоснованно запланированы затраты на спецодежду, пропорционально учтенной в тарифе численности работников в сумме 12000 руб. из расчета 1714 руб. на одного человека.
Доводы представителей ОАО "Славянка" о том, что Комитетом необоснованно была занижена численность работников, в том числе не включены такие должности как лаборант химанализа, оператор хлораторной, не могут быть приняты во внимание, так как проведение производственного экологического контроля промышленных, хозяйственно-бытовых, промышленно-сточных вод осуществлялось ОАО "Славянка" с привлечением подрядной организации, данных о наличии в пользовании у общества хлораторных установок не представлено, нормативы, установленные Приказом Госстроя РФ № 66 от 22.03.1999 года, Комитетом не занижены.
В соответствии с п. 49 Основ, расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования тарифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности.
Согласно п. 29 Основ, тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.
Затраты на проведение химических анализов зачтены Комитетом в сумме 100000 руб. исходя из фактически произведенной оплаты и представленным платежным документам за 2012 год - счетам ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических изменений по Северо-Западному федеральному округу" № 2/79 от 18.06 2012 года, № 2-196 от 05.12.2012 года, № 2/139 от 04.10.2012 года.
Представленный ЗАО "Славянка" договор № 1/71 от 22.03.2011 года на проведение производственного экологического контроля промышленных, хозяйственно-бытовых сточных вод, ливневых сточных вод, природных вод, и приложения к нему, содержащие расчет стоимости проведения химических анализов, обоснованно не были приняты во внимание Комитетом, поскольку сам договор не содержит стоимости работ по химанализу, а приложения к договору не подписаны обеими сторонами, то есть, цену договора нельзя считать согласованной.
В соответствии с п. 51 Основ, при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Как следует из материалов дела, расходы на капитальный ремонт Комитетом не учтены в полном объеме, так как представленные документы на проведение ремонтов необоснованны ввиду отсутствия письменного согласия Министерства обороны РФ на проведение капитального ремонта.
Действительно, в соответствии с п. 3.2.5 договоров безвозмездного пользования объектами водопроводно-канализационного хозяйства, № 42 от 08.12.2011 года, № 29 от 30.12.2011 года, № 1 от 15.03.2013 года, заключенных между ОАО "Славянка" и Министерством обороны РФ, все виды работ капитального характера должны проводиться с письменного согласия Министерства обороны РФ.
Учитывая, что возможность проведения капитального ремонта обусловлена согласием ссудодателя на проведение таких работ, что соответствует ст. 689, 623 Гражданского кодекса РФ, отсутствие такого согласия на запланированный ОАО "Славянка" капитальный ремонт, обоснованно расценено Комитетом как непредставление обоснованного объема ремонтных работ.
Затраты на проведение текущего ремонта с привлечением подрядных организаций обоснованно не учтены Комитетом, так как указанные работы не включены в представленную производственную программу ОАО "Славянка", утвержденную директором филиала "Новгородско-Вологодский".
В тарифах учтен текущий ремонт в сумме 69,26 тыс. руб. в соответствии с производственной программой (планом текущего ремонта на 2013 год), содержащейся в приложениях к письму директора департамента ВКХ ОАО "Славянка" № 07781 от 07.06.2013 года - сметах по в/ч 45813 в Валдай-4 Ижицы и по в/ч 34581 в Валдай-3.
Так как документов, подтверждающих проведение текущего ремонта в 2011, 2012 году ОАО "Славянка" не представлено, проведение текущего ремонта планируется собственными силами, Комитетом обоснованно в составе тарифов учтены расходы на материалы и оборудование.
Согласно п. 50 Основ, расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Планируемая филиалом "Новгородско-Вологодский" сумма затрат на химреагенты (гипохлорид кальция) в размере 141593 руб. основана на расчете потребления указанного химреагента с указанием объемов обрабатываемой жидкости в год и сведений о его стоимости.
Исключая указанную сумму из состава затрат при расчете тарифа на водоотведение, Комитет исходил из того, что ОАО "Славянка" представлен расчет объемов потребления химреагента без экономического обоснования объема потребления материалов.
Согласно п. 4.1.7 "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", утвержденных Приказом Госстроя РФ № 168 от 30.12.1999 года, при эксплуатации сооружений и установок для обеззараживания очищенных городских сточных вод требуемые дозы хлора и продолжительность его контакта с водой уточняют опытным путем в процессе наладки и эксплуатации очистных сооружений.
С учетом тех обстоятельств, что СНИП 2.04.03-85, устанавливающий расчетную дозу активного хлора для обеззараживания сточных вод, утратил силу с 01.01.2013 года, и применение ОАО "Славянка" п. 6.233 СНИП 2.04.03-85 при расчете потребления химреагента необоснованно, другого расчета, подтверждающего объемы потребления химреагента, не представлено, приобретение химреагентов в 2011 и 2012 годах не проводилось, исключение из состава затрат при расчете тарифа на водоотведение указанных расходов представляется обоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 254 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку при расчете тарифов на водоотведение, утвержденных постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области № 33/1 от 26.06.2013 года "О тарифах на водоотведение открытого акционерного общества "Славянка" (филиал Новгородско-Вологодский), Комитетом необоснованно, в нарушение п. 48 Основ, исключались объемы потребления электрической энергии по двум объектам, что повлекло установление необоснованных тарифов в целом, постановление Комитета по ценовой и тарифной политике области № 33/1 от 26.06.2013 года "О тарифах на водоотведение открытого акционерного общества "Славянка" (филиал Новгородско-Вологодский) подлежит признанию недействующим.
Доводы представителей Комитета о том, что финансовый результат от применения тарифов, установленных вышеуказанным постановлением, может быть проанализирован только в 2014 году, ОАО "Славянка" имеет право на возмещение необоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), в связи с чем, утверждения ОАО "Славянка" о нарушении его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской деятельности являются несостоятельными, не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Комитета по ценовой и тарифной политике области в пользу ОАО "Славянка" подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере <...> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ суд,
решил:
Признать недействующим постановление Комитета по ценовой и тарифной политике области № 33/1 от 26.06.2013 года "О тарифах на водоотведение открытого акционерного общества "Славянка" (филиал Новгородско-Вологодский), опубликованное в газете "Новгородские ведомости. Официальный выпуск" 03.07.2013 № 1 (3125).
Взыскать с Комитета по ценовой и тарифной политике области в пользу ОАО "Славянка" расходы по оплате госпошлины в размере <...> руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ через Новгородский областной суд в течение одного месяца начиная со дня изготовления мотивировочной части - 16 декабря 2013 года.
Председательствующий
А.В.ВИЮК
------------------------------------------------------------------